О чём говорит Пушкин в "Песне о Вещем Олеге" ?
Произведение Пушкина "Песнь о Вещем Олеге" содержи три персонажа, а именно:
1. Олег - князь Руси, победивший Цареград
2. Конь - любимый конь Олега
3. Волхв - святой пророк вещающий Олегу смерть от своего любимого коня
Суть
сюжета заключается в том, что Олег едет на коне и встречает волхва,
который пророчествует ему смерть он своего коня. Что бы избежать этот
рок, Олег приказывает своим слугам увести коня и больше никогда не ездит на
нём. После многих лет он навещает останки коня, наступает ногой на его
череп, из которого выползает ядовитая змея и жалит Олега, от чего он
умирает.
Казалось бы что рок не отменим, но всё же можно попытаться найти ошибку, которую допустил Олег в своём решении этой задачи, а именно как избежать смерти он своего коня.
Возможно перенести эту историю в метафизическую плоскость, где проясняется более явно суть этой легенды, как её описал Пушкин.
1. Олег - это сознание человека, разум, мудрость, и потому называющийся Вещий, т.е. мудрый.
2. Конь - это подсознание человека, скрывающий его низкую природу
3. Волхв - это высшее над-сознание человека, связанное с Богом.
Толкование такое: в Хасидизме есть метафора о всаднике на коне. И задаётся вопрос - кто кого управляет?
Всадник коня, и или конь всадника? Если всадник коня тогда конь идёт
туда куда приказывает всадник, а если всадник отказывается управлять тогда конь идёт куда хочет и несёт туда же всадника. И урок в том, что Божественная душа человека должна управлять его животным началом , а не наоборот.
Пушкин, в Песне о Вещем Олеге пишет так:
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе
Чело это часть головы, от темени до бровей, согласно Далю. Отсюда слово человек. Т.е. относится к сознанию. И волхв ему говорит: на твоём челе (сознании) вижу что всё в порядке, вижу твою заслугу, а именно:
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
Да, твой конь (подсознание) действительно подчинено твоему сознанию (господину) - он "чует господскую волю". Т.е. стоит под стрелами врагов и мчится по бранному полю - не когда ему захочется, а только тогда когда ему прикажет господин (всадник).
И вроде всё хорошо, так в чём же проблема? Однако:
Грядущие годы таятся во мгле
Что это за мгла и что в ней таится? Это раскрывается только в конце:
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала
В черепе коня, т.е в подсознании, жила змея, которая "шипя выползала", т.е. он позволял себе озвучивать злословие или смотреть злым глазом. И доказательство этому в его же словах:
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик! (злословие)
Презреть бы твоё предсказанье! (злой глаз)
Поник головой - сознание потеряло контроль над подсознанием, что привело к дурным мыслям и к изречению злословия в адрес волхва. А как он должен был поступить? У Пушкина есть намёк: Олег согрешил пред волхвом тем, что не выполнил своего обещания:
Он сказал волхву:
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня
Именно "любого" коня, а после пророчества, своим отрокам сказал так:
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня
......
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
То есть, любимого коня оставил себе, а волхву какого-то другого. Я думаю что правильным решением было бы отдать любимого коня именно волхву, как и обещал. А это значит отдать его в подчинение волхва - своего высшего над-сознания, о котором сказано:
Покорный Перуну старик одному
а так же:
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен
Т.е. где нет злословия - "правдив и свободен их вещий язык", и нет дурных помыслов - "и с волей небесною дружен". А именно: не только конь должен служить своему господину, а всадник в свою очередь должен служить воле небесной.
И
так, если бы Олег отдал своего коня (т.е. своё подсознание) Волхву
(т.е. высшей мудрости), как и обещал сделать, то эта Высшая Мудрость
оседлала бы подсознание, не позволяя ему держать в своём черепе ядовитую
змею (злые мысли, взгляды, и желания), сделав его чистым, добрым,
мудрым, святым, живым и вечным, не оставив никакого шанса на зло и
смерть.
Comments
Post a Comment