Откуда у сыновей Кораха силы на покаяние?

Несмотря на то, что сыновья Кораха упали в яму, Тора говорит что они не погибли. Раши поясняет что они не погибли потому что вовремя раскаялись в сердце своём. Вопрос: где Тора намекает задолго до этого эпизода что сыновья Кораха упадут в яму, но не погибнут? Или, другими словами, откуда они взяли силы раскаяться? Например Егошуа не согрешил потому что Моше молился за него, и добавил букву "йуд" к его имени, ибо была возможность что без этой помощи он не выстоет. Так вот, кто молился за сыновей Кораха и дал им силы раскаяться и выжить?

На мой взгляд можно предложить такой ответ:

Попадание Кораха в яму имеет некоторые параллели с историей попадания Йосефа в яму. Например:

1. Кораха (духовные силы) бросили в яму. Йосефа (братья) бросили в яму

2. Яма Кораха была в пустыне (мидбар). О яме Йосефа тоже написано что она была в пустыне
(мидбар)

3. О Корахе сказано что он взял Дотана (и других). О Йосефе в главе Вайешев написано что когда он заблудился в Шхеме, его нашёл человек и сказал что его братья ушли, сказав "Пойдём в Дотан". Там Раши комментирует что этим они хотели сказать "Пойдём искать "дотот" (דתות), т.е. легальные предпосылки убить Йосефа. Корах так же искал легальные предпосылки против Моше, чтобы сместить Аарона на пост главного священника.

4. Чтобы начать спорить с Моше, Корах взял одеяние окрашенное в цвет "тхейлет", который производится из крови морского существа "хилазон". Братья Йосефа взяли его рубашку и окунули в кровь козлёнка.

Так вот, когда братья Йосефа увидели его из далека, они сказали такие слова "Давайте убьём его и бросим в яму, и скажем что дикий зверь съел его, и увидим что станет с его снами". Здесь Раши поясняет что последние слова ("и увидим что станет с его снами") - их сказали не братья а Руах Акодеш (Святой Дух), что бы опровергнуть слова братьев, как бы говоря "ещё увидим чьи слова сбудутся - ваши или Мои". И сразу же после этих слов Тора пишет: "И услышал Рувен, и хотел спасти его (Йосефа) от рук братьев и сказал им: 'не убьём его'. И ещё сказал им Рувен: 'не проливайте кровь! Бросьте его в яму в пустыне но не трогайте его', и это для того, чтобы спасти его (Йосефа) и вернуть ("леашиво") его к отцу своему". И на эти последние слова "это для того, что бы спасти его (Йосефа) и вернуть ("леашиво") его к отцу своему" так же не слова Рувена, а слова Руах Акодеш, который свитетельствует о том что Рувен действительно намеревался спасти своего брата..., подумав - Я перворожденный и т.д. и обвинят только меня, и т.д."

Здесь интересно то, что в этом эпизоде переплетены слова братьев и слова Руах Акодеш, а последние является пророческим. Поэтому эти слова можно понимать как относящиеся к событиям этого эпизода с братьями и Йосефом, а так же, как пророческие предсказания Руах Акодеш о будущих параллельных событиях. Я предлагаю следующее толкование:

Написано "И услышал Рувен" - что он услышал? Он услышал свова Руах Акодеш о том, что этому не быть, то есть Рувен находится в пророческом состоянии и слышыт слова Руах Акодеш, и под влиянием этого состояния он говорит: "Бросим его в яму, но не убьём его". Кого не убьём? Сыновей Кораха. Почему это связано с Корахом а ни кем то другим? Потому что история с Корахом параллельна истории Йосефа.

А почему именно Рувен должен это говорить? Потому что по словам Раши он сказал "Я перворожденный", a первородство после происшествия с золотым тельцом, было передано от колена Рувена к колену Леви, а Корах от колена Леви. Поэтому Рувен и Корах как бы ещё и братья по первородству. И мне кажется что Раши намекает на это, когда пишет: "это слова Руах Акодеш, который свидетельствует о том что Рувен действительно намеревался спасти своего брата". Какого брата? Кораха из колена Леви, брата по первородству.

А как он его спасёт? Тора пишет: " что бы спасти его (потомков Кораха) и вернуть ("леашиво") их к отцу своему" Так вот слово "вернуть" от слова "тшува", раскаяние, а отец, это Отец Небесный. Рувен, в состоянии Руах Акодеш, молится что бы его брат по первородству, сделал "тшуву", раскаяние, и обратил своё сердце к Отцу Небесному. Отсюда и сила сыновей Кораха в последнюю минуту сделать покаяние, обратив своё сердце к Отцу Небесному, и выжить.

Comments

Popular posts from this blog

Vaishlach/400 men

Vaishlach/I have kol vs rav

Bereishis/Noah - Flood